В Московском доме национальностей состоялась презентация выставки "Тайны древней Сибири"

Фото: mdn.ru Фото: mdn.ru

10 ноября на онлайн-платформе "Zoom" Московского дома национальностей состоялась презентация выставки, посвящённая наскальному искусству "Тайны древней Сибири".
Организатор мероприятия РОО "Алтайское землячество".
Межрегиональная выставка, как и другие мероприятия по сибирской тематике, реализуются в рамках Международного проекта "Сибирь и Дальний Восток — территория науки, культуры и туризма", основанного в 2017 году в г. Москве.
Презентация выставки состоялась на научно-практической конференции "Памятники наскального искусства Сибири и Дальнего Востока как объекты туризма".
На выставке представлены микалентные копии петроглифов, предоставленные ключевым партнёром — Кузбасским музеем-заповедником "Томская Писаница". Партнёром выставки также выступил Минусинский краеведческий музей имени Н.М.Мартьянова.
Томская Писаница – самый известный памятник наскального искусства Кемеровской области, по праву считающийся достоянием и гордостью не только Сибири, но и всей России. Впервые отдельные рисунки Томской Писаницы были опубликованы в 1730 году Ф.И. Таббертом (Страленбергом). Наиболее полное обследование и копирование петроглифов Томской писаницы было произведено в 1960-е годы А.И. Мартыновым, стоявшим у истоков включения памятника в список объектов Федерального значения и создания на его основе музея-заповедника "Томская Писаница".
В 1910 году Н. Овчинниковым была обнаружена одна из плоскостей Тутальской писаницы с изящными изображениями лосей и медведя. В 1960-х гг. открыта I Новоромановская писаница, в начале 1990-х – II Новоромановская, Никольская и Висящий Камень. Позднее всех прочих комплексов с наскальными рисунками на реке Томи были обнаружены петроглифы в устье реки Крутой (2005, 2008 гг.).
Основная часть изображений томских писаниц, древнейшие из которых были созданы около четырех тысяч лет назад, нанесены на обращенные в сторону реки скальные плоскости. Рисунки выполнены в различной технике. Выбитые, прочерченные тончайшими линиями или прошлифованные петроглифы (petros – камень, ghlifo – писать, рисовать) нанесены на скальные плоскости при помощи камня, отдельные рисунки или фрагменты выбитых изображений выполнены минеральной краской – охрой. Значительная часть наиболее сохранившихся петроглифов томских писаниц отличается крупными размерами. Многие из них расположены на верхних плоскостях и в настоящее время недоступны, например, верхние фризы Томской и Тутальской писаниц.
Особенно выделяются среди нижнетомских петроглифов фигуры лосей. Изображения этих животных выполнены очень реалистично, с большим мастерством, полны экспрессии. Все они представлены в специфической для искусства того времени манере, в едином стиле: короткое массивное туловище, узкий сухой круп, мощная передняя часть корпуса.
В таких же реалистических чертах изображены на писаницах медведи. Этот зверь издавна занимал видное место в мировоззрении и верованиях народов Западной Сибири и Урала: считался божеством, с которым они связывали своё происхождение.
Встречаются на томских писаницах искусно выполненные изображения перелётных птиц – цапель или журавлей, уток. Своеобразной "визитной карточкой" музея-заповедника "Томская Писаница" является изображение совы, оперение которой передано на камне её создателем в виде мелких выбоин.
Привлекают к себе внимание выразительные сцены охоты на лосей. С крупными фигурами лосей связаны изображения лыжников Томской и I Новоромановской писаниц, в руках которых охотничье снаряжение, необходимое для преследования копытных.
Известны на скальных плоскостях памятников изображения антропоморфных (человекообразных) фигур. Некоторые из них наделены звериными чертами. Возможно, это изображения духов, которым поклонялись древние люди, или шаманов в звериных масках. Есть изображения солярных (солнечных) знаков и солнцеголовых фигур, а также маски-личины овальной или сердцевидной формы в самых общих чертах передают контур человеческого лица с глазами и линией рта.
Изображены на Томской Писанице лодки со схематичными антропоморфными фигурками - "гребцами", сидящими в них. Такие сцены иллюстрируют мифологический сюжет о лодках, перевозящих души мертвых в мифическую страну предков вслед за уходящим солнцем.
Научная и культурная значимость томских писаниц неопровержима. К сожалению, время не пощадило их, значительная часть наскальных изображений ныне оказалась утраченной. В настоящее время продолжаются работы по изучению, сохранению и реставрации памятников наскального искусства Нижнего Притомья. Сегодня наскальные рисунки реки Томи и, прежде всего, Томской Писаницы, привлекают не только различных учёных, но и широкую общественность.
На выставке "Тайны Древней Сибири" в Московском доме национальностей можно познакомиться с петроглифами Кузбасса, Красноярского края, Алтая и Хакасии.


Источник:
Московский дом национальностей

Read 5695 times

Last modified on Четверг, 18/11/2021

Go to top