Московский дом национальностей провёл семинар по культуре кочевых народов: кочевники Крайнего Севера

Фото: mdn.ru Фото: mdn.ru

27 августа 2022г. в Музее кочевой культуры состоялся семинар по культуре кочевых народов: кочевники Лапландии (вежа) и кочевники Крайнего Севера (яранга) в рамках проекта «Межкультурный диалог в Москве». Организатором семинара выступил Отдел по работе с молодежью Московского дома национальностей. В мероприятии приняли участие активисты молодежных национальных общественных объединений г. Москвы.
Гости смогли приобщиться к тонкостям культуры кочевых народов, в которую глубоко погрузились благодаря услышанным древним легендам и сказаниям, аутентичному убранству жилищ, детально отражающему быт кочевников, колоритным национальным костюмам и дегустации традиционной кухни кочевых народов мира.
За чаепитием в просторной юрте, сидя на подушках у круглого стола, участники не только отведали  национальную еду и напитки, включающие в себя сушеное мясо конины, вяленое мясо оленины и традиционный чай тюркских народов, но и ознакомились с особенностями и смыслами названий блюд. Организаторы семинара подготовили  музыкальный сюрприз для гостей мероприятия. Олит Тевлянаут, исполнительница  традиционного чукотского горлового пения, фольклорных песен и танцев народов Севера, провела музыкальный  мастер-класс для участников семинара.   
Саамы, они же лапландцы или лопари – один из древнейших народов Европы. Первым  упоминанием о них считается отрывок из «Германии» древнеримского историка Тацита (I в н.э.), хотя они заселили свои земли гораздо раньше.
Традиционным жилищем саамов является — вежа. Каркас для вежи делали из еловых и сосновых кольев  длиной около двух метров.   В верхних концах этих жердей делалось по сквозному отверстию, через которые пропускали пятую горизонтальную жердь (сувмур — «дымовую жердь»), которая скрепляла весь остов.  Сверху вежа покрывается древесной корой, шкурами, дёрном,  хворостом. Вежи обыкновенно служили жилищем на короткое промысловое время на рыболовных (летних, осенних и весенних) местах. При перекочёвке саамы не разрушали их, а оставляли на том же месте, чтобы воспользоваться ими на обратном пути. В более ранние времена в вежах жили и зимой.
Несмотря на давнюю историю знакомства других европейских народов с саамами, те всегда оставались для соседей народом загадочным. Саамы имели репутацию сильных колдунов, которых боялись соседи, а Лапландия в книгах европейских писателей превратилась в сказочную страну. Тем не менее, люди, которые там жили, вели обычную жизнь кочевых племен: пасли оленей, рыбачили и охотились.
Чукотка — райская земля, как считают чукчи – «настоящие люди, твердо стоящие на родной земле», самый гордый и воинственный народ Крайнего Севера. Тундра и море — две природные стихии, в которых складывалась жизнь и культура арктических аборигенов. Чукчи — это один народ, разделенный на две группы: анкалын – «жители океана» и чаучу — «богатые оленями».
Основным жилищем и для приморских чукчей, и для оленеводов является яранга, каркас которой делается из деревянных шестов, наклоненных внутрь. Сверху яранга  покрывается  оленьими или моржовыми шкурами. В среднем,  на ярангу обычного размера требуется потратить около 50 шкур. Снаружи яранга обвязывается ремнями с привязанными к ним камнями. В ходе семинара участники узнали: кто такие луораветланы, как построить себе жилище среди бескрайних снегов, чем питаться в тундре, на каком транспорте ездить, в какой одежде лучше всего переносится холод, как развести огонь без спичек и зажигалки, как поймать строптивого оленя и как научиться танцевать чукотские танцы.
Гости поблагодарили организаторов и экспертов за познавательный семинар.
Мероприятие способствовало знакомству молодежи с историей и культурой народов мира, а также налаживанию партнерских отношений между Московским домом национальностей и молодежи НКА и НОО г. Москвы.


Источник:

Московский дом национальностей

Read 2480 times

Last modified on Пятница, 02/09/2022

Go to top