Семинар "Игра, движение, танец в традиционной культуре" в рамках проекта ГБУ "МДН"

Фото: mdn.ru Фото: mdn.ru

Перед гостями мероприятия выступили: Алексей Кириллович Столяров, историк, этнограф, директор Центра традиционного искусства и ремесел «Славич», председатель РОО «Творческое объединение Жар-птица», создатель музея ремесел «Дом крестьянина» и Музея Кашинской старины; Ахрамеев Илья Владимирович фольклорный деятель и исследователь, гусляр и певец, хореограф народного массового танца, основатель клуба народного танца «Туда-Сюда», руководитель Открытой школы народного танца и различных творческих объединений Москвы, лауреат и дипломант всероссийских конкурсов и фестивалей народного танца и народной музыки.

Илья Владимирович рассказал о различных видах традиционных танцев, описав их историю и особенности исполнения. Гости семинара узнали о типах хороводов, которые существуют в разнообразных вариантах у народов России; русской пляске – сложной как по технике, так и по наполненности различными танцевальными связками; парных танцах (на территории России они появились в XVII-XVIII вв.). Отдельно И.В. Ахрамеев поговорил о польке, мазурке и падеспане, а также отметил такое явление как русская кадриль. Этот тип танца имеет французское происхождение, но был по-своему переработан уже на российских землях. Далее выступающий рассмотрел танцевальные культуры Поволжья, Сибири, Дальнего Востока и Северного Кавказа, дав им подробную характеристику на примере различного иллюстративного материала. Илья Владимирович завершил свое выступление рассказом о цыганской пляске, которая соединила в себе различные виды танцевального наследия других культур.

Алексей Кириллович выступил с презентацией «Русские народные игры: вчера, сегодня, завтра». Он отметил, что благодаря различным игровым практикам, человек познает окружающий мир и жизнь вокруг себя, учится строить социальные связи и развивает коммуникативные навыки. Особенностью народных игр является определенная игровая орнаменталистика, музыкальность, ритмичность. Также выступающий привел классификацию игровых практик: хороводные игры и игры на «беседах»; игры календарного (кологодного цикла); русские подвижные (спортивные) игры; бытовые игры; сюжетные игры; игры для самых маленьких; интеллектуальные игры; состязания и поединки. Еще одно классифицирование игровой активности было сделано по половозрастному принципу, а именно: домашние; детские и молодежные; девичьи и женские; мужские и смешанные.

Отдельно А.К. Столяров рассмотрел группу сюжетных игр, в которые дети могли начинать играть с четырех лет («Гуси-лебеди», «Волк и овцы», «У медведя во бору», «Бабка-ёжка»). Круг игровых практик с шести или семи лет расширяется и по мере взросления игровая деятельность все больше усложняется. Дети начинают играть в драматические или бытовые игры, где разыгрывались, по определенному традицией сценарию, сценки из реальной жизни («Уж мы сеяли лён», «Месим тесто» и пр.). В подростковом возрасте игровой репертуар наиболее разнообразен: на первый план выходят игры с правилами; появляются игры спортивного типа у мальчиков и хороводные игры у девочек. Среди сезонно-обрядовых игровых форм (проводятся в определенное время года, соответствуют русским народным праздникам), выступающий выделил следующие: «Катание яиц», «У Салохи», «Заря», «Петушки», «Карусели» и др. Среди игр на ловкость, где нужно проявлять смекалку, находчивость, быстроту, хорошую координацию и равновесие, были отмечены: «Бабки»; «Городки»; «Горелки»; «Жмурки»; «Лапта»; «Пятнашки»; «Чижик»; «Чехарда»; «Кашевары» и др.

В завершение мероприятия, Алексей Кириллович поблагодарил гостей семинара за участие в мероприятии и продемонстрировал видеоролик, посвященный русским народным пляскам и играм.


Московский дом национальностей, 19.11.2020

Read 9300 times

Last modified on Среда, 25/11/2020

Go to top